my daddy shot your daddy in the head
Привет, дорогие сотоварищи. Сегодня у нас в прямом эфире грустная повесть о Дине в аду. И после ада.
Повесть будет многосерийной, так что приготовьте сморкальники на много дней вперед. Возможно, я буду говорить очевидности и банальности, возможно фандом сие уже давно прожевал и выплюнул, но мне пофиг, ибо я в значительной мере проговариваю это все для себя. Мне нужно.
Итак, я предупредила)) И это пока не фанфик, который явно будет, но не знаю когда. Это гнусная аналитика.
читать, многабукав
Начнем с небольшого ворнинга. Сейчас по фандому пошла холиварная мода выяснять, кто из братишек большая бяка, кто более виноват в начале апокалипсеца, аццкая ли сотона Сэм или просто избалованный долбоёб, есть ли жизнь на Марсе и прочая, и прочая.
Так вот разводить холивар на любую из этих тем я не хочу. Я просто хочу взять факты и поанализировать их с точки зрения банальной житейской логики.
Натолкнула меня на такие начинания tattyana и найденная нею обстоятельная англоязычная телега на эту тему.
Подойду я издалека. Итак, имеется чувак, у которого умер брат. Родной, дорогой и любимый человек. Насколько это больно, я думаю, понимает каждый, кто терял близких. При этом мы в нашем мире тоже очень хотим вернуть их назад, но способа это сделать нет, как бы нам не хотелось, как бы сильно мы не любили. Теперь представляем, что способ есть, НО не бесплатный. Очень не бесплатный. Как далеко мы пойдем ради любимого человека, пусть даже в состоянии аффекта? Допустим, на "10 лет - а потом в ад", многие из нас бы согласились. Но вот на год... Шут его знает, инстинкт самосохранения охренительно сильная вещь. Но если сильно любишь и жизни не мыслишь без любимого человека - на многое пойдешь. Дин соглашается - и Сэм оживает.
В этом месте делаем отступление и реверанс в сторону холиварящих товарищей, которые доказывают, что Дин оживил Сэмми исключительно из эгоистических побуждений - мол он жить без Сэма не мог, потому и заключил сделку, а о том, как потом будет чувствовать себя спасенный Сэм, он, садюга, не подумал. Ай-я-яй!
Дорогие товарищи, если вы беспокоитесь о чувствах Сэмми, то я вам напоминаю, что если бы Дин его не оживил, никаких чувств у него не было бы вообще. Он был бы обычным скоропортящимся трупом. Поэтому обвинять Дина в эгоизме, в свете данного обстоятельства, по меньшей мере глупо.
Далее. Время идет, стрелки тикают, год заканчивается, выход не находится. Дина сжирает адский пес. И наступает черная хиатусная дыра, после которой Дин бодро вылазит из могилки и ведет себя на первый взгляд так, будто он не в аду побывал, а поссать выходил. И вот это милое обстоятельство, как мне кажется, вырыло некую дыру в памяти фанатов, фанфикописцев и прочих причастных личностей. То есть я конечно читала фанфики и размышления на тему Дина-в-Аду, но по большему счету это был слив. То есть, берем, к примеру, слэшные фанфики - там или Аластар в аду пялит Дина, или Дин его, или Люц Дина или Сэмми стал сотоной, спустился в ад и там Дина радостно того. И все это в бодром БДСМ-ном антураже. Это как бы все хорошо и прекрасно с точки зрения порно-индустрии)) Я совсем не против порнушки. Но за всем этим кукольным театром теряется главное: что на самом деле в Аду происходило.
В каноне сие осталось за кадром, что понятно и хорошо, ибо при таком бюджете достойного пекла не получится. Но у нас всех вроде как есть воображение, и мы можем додумать, исходя из скупых комментариев Дина и прочих участников событий по этому поводу.
Итак, Дин попал в Ад, где его пытали и всячески мучили 30 лет. Следующие 10 лет Дин сам пытал и мучил других страдальцев. Этот выбор он сделал, чтобы избавится от пыток. Такие вот скупые факты, но что за ними стоит?
И тут опять отступление в сторону. Дорогие товарищи, даже-не-знаю-как-назвать! Те самые, которые говорят, что Дин слабак и быстро спекся, по сравнению, например, с папой (к папе мы вернемся попозже и не сегодня). Предлагаю вам поставить небольшой опыт: возьмите ножик, порежьте пальчик до крови и макните его в солонку. Подержите так примерно 15 минут. Нет, нет, не выдергивайте! Терпите! Как ощущение? А если это будет продолжаться год? А если вы проделаете это не с пальчиком, а с какой-нибудь более чувствительной частью тела? Вай!
Так вот, для забывших напоминаю: нехорошего парня Дина Винчестера в аду в прямом смысле резали, жгли, лишали всяких важных частей тела, душили, топили, травили, (эспешелли фор БДСМ-фэнс - возможно, в жестоко извращенной форме насиловали) и все это с целенаправленной установкой причинить максимальную боль. Перечитайте это предложение еще раз внимательно, осознавая каждое слово, и мысленно поставьте себя на его место. Представьте, что все это делают с вами. И теперь подумайте - сколько бы вы выдержали и на какой минуте согласились бы на ЛЮБОЕ предложение своих палачей?
Насколько мы знаем, Дин провел в таком режиме 30 лет. И это кое-что говорит о его силе духа и выдержке. Я бы даже сказала, что Крипке тут несколько гиперболизировал человеческие возможности. По моему скромному мнению, 3 года были бы куда реалистичнее.
НО почему же он сдался?
Ответ прост - потому что он человек, а у любого человека есть предел, который не зависит от его желаний и моральных принципов. Инстинкт самосохранения в нас необычайно силен. Мы сами не представляем - насколько. Когда мы попадаем в экстремальную или просто очень сложную, невыносимую ситуацию мы все реагируем определенным образом и эти реакции направлены на то, чтобы сберечь наше физическое тело и внутреннее "Я" от распада.
Первая реакция - это борьба. Мы пытаемся преодолеть обстоятельства, справиться с угрозой, избавится от боли, вытерпеть ее.
Если этот способ не работает, мы можем захотеть уйти от ситуации - отстраниться, отключится, потерять ясность ума, убежать, умереть (да, я про суицид). И, наконец, если два предыдущих пути нам не подходят, есть еще один способ справится с ситуацией - уложить ее в своем сознании в рамки нормы, попробовать адаптироваться к происходящему (таким образом, например, хронические больные свыкаются с постоянной болью и воспринимают ее как нормальную составляющую своей жизни, как вполне сносную ситуацию, в то время как для здорового человека это было бы невыносимо).
Это все реакции, характерные для живых людей. Но Дин, в данном случае, скорее мертв, чем жив. И тут появляются проблемки.
Дин долго борется, просто вынося пытки, но терпению его приходит конец. Потому что он человек, а любой человек по природе своей не способен терпеть вечность. А времени у его палачей как раз столько. То есть то, что он сломается, было неизбежно.
Дин не только не способен терпеть вечно, он также не может убежать от этой ситуации, сойти с ума, убить себя. Он не может покончить с собой, потому что уже мертв. Его душа в аду бессмертна и лишена права на саморазрушение. Если бы перед ним не было альтернативы, ему бы оставалось только веками привыкать к пыткам, постепенно повышая свой болевой порог до немыслимых пределов, пытаясь адаптироваться, приспособится к боли. Но в данной ситуации у него есть альтернатива - прекратить страдание ценой морального падения. Перспектива Дину отвратительна, но тут включается инстинкт самосохранения, который, как мы уже говорили, необычайно силен. Не смотря на всю неприемлимость данного выбора и несовместимость его со своими моральными принципами, Дин выбирает конец страданий, просто потому, что в такой ситуации он иначе не может, как не смогло бы любое человеческое существо, подошедшее к пределу своих возможностей. Конец страданий более приемлим для его инстинкта самосохранения, чем медленное к ним привыкание. Предел достигнут. Дин ломается.
О втором переломном моменте и многом другом поговорим чуть позже. Коментите, если вам это интересно и есть что сказать.
Повесть будет многосерийной, так что приготовьте сморкальники на много дней вперед. Возможно, я буду говорить очевидности и банальности, возможно фандом сие уже давно прожевал и выплюнул, но мне пофиг, ибо я в значительной мере проговариваю это все для себя. Мне нужно.
Итак, я предупредила)) И это пока не фанфик, который явно будет, но не знаю когда. Это гнусная аналитика.
читать, многабукав
Начнем с небольшого ворнинга. Сейчас по фандому пошла холиварная мода выяснять, кто из братишек большая бяка, кто более виноват в начале апокалипсеца, аццкая ли сотона Сэм или просто избалованный долбоёб, есть ли жизнь на Марсе и прочая, и прочая.
Так вот разводить холивар на любую из этих тем я не хочу. Я просто хочу взять факты и поанализировать их с точки зрения банальной житейской логики.
Натолкнула меня на такие начинания tattyana и найденная нею обстоятельная англоязычная телега на эту тему.
Подойду я издалека. Итак, имеется чувак, у которого умер брат. Родной, дорогой и любимый человек. Насколько это больно, я думаю, понимает каждый, кто терял близких. При этом мы в нашем мире тоже очень хотим вернуть их назад, но способа это сделать нет, как бы нам не хотелось, как бы сильно мы не любили. Теперь представляем, что способ есть, НО не бесплатный. Очень не бесплатный. Как далеко мы пойдем ради любимого человека, пусть даже в состоянии аффекта? Допустим, на "10 лет - а потом в ад", многие из нас бы согласились. Но вот на год... Шут его знает, инстинкт самосохранения охренительно сильная вещь. Но если сильно любишь и жизни не мыслишь без любимого человека - на многое пойдешь. Дин соглашается - и Сэм оживает.
В этом месте делаем отступление и реверанс в сторону холиварящих товарищей, которые доказывают, что Дин оживил Сэмми исключительно из эгоистических побуждений - мол он жить без Сэма не мог, потому и заключил сделку, а о том, как потом будет чувствовать себя спасенный Сэм, он, садюга, не подумал. Ай-я-яй!
Дорогие товарищи, если вы беспокоитесь о чувствах Сэмми, то я вам напоминаю, что если бы Дин его не оживил, никаких чувств у него не было бы вообще. Он был бы обычным скоропортящимся трупом. Поэтому обвинять Дина в эгоизме, в свете данного обстоятельства, по меньшей мере глупо.
Далее. Время идет, стрелки тикают, год заканчивается, выход не находится. Дина сжирает адский пес. И наступает черная хиатусная дыра, после которой Дин бодро вылазит из могилки и ведет себя на первый взгляд так, будто он не в аду побывал, а поссать выходил. И вот это милое обстоятельство, как мне кажется, вырыло некую дыру в памяти фанатов, фанфикописцев и прочих причастных личностей. То есть я конечно читала фанфики и размышления на тему Дина-в-Аду, но по большему счету это был слив. То есть, берем, к примеру, слэшные фанфики - там или Аластар в аду пялит Дина, или Дин его, или Люц Дина или Сэмми стал сотоной, спустился в ад и там Дина радостно того. И все это в бодром БДСМ-ном антураже. Это как бы все хорошо и прекрасно с точки зрения порно-индустрии)) Я совсем не против порнушки. Но за всем этим кукольным театром теряется главное: что на самом деле в Аду происходило.
В каноне сие осталось за кадром, что понятно и хорошо, ибо при таком бюджете достойного пекла не получится. Но у нас всех вроде как есть воображение, и мы можем додумать, исходя из скупых комментариев Дина и прочих участников событий по этому поводу.
Итак, Дин попал в Ад, где его пытали и всячески мучили 30 лет. Следующие 10 лет Дин сам пытал и мучил других страдальцев. Этот выбор он сделал, чтобы избавится от пыток. Такие вот скупые факты, но что за ними стоит?
И тут опять отступление в сторону. Дорогие товарищи, даже-не-знаю-как-назвать! Те самые, которые говорят, что Дин слабак и быстро спекся, по сравнению, например, с папой (к папе мы вернемся попозже и не сегодня). Предлагаю вам поставить небольшой опыт: возьмите ножик, порежьте пальчик до крови и макните его в солонку. Подержите так примерно 15 минут. Нет, нет, не выдергивайте! Терпите! Как ощущение? А если это будет продолжаться год? А если вы проделаете это не с пальчиком, а с какой-нибудь более чувствительной частью тела? Вай!
Так вот, для забывших напоминаю: нехорошего парня Дина Винчестера в аду в прямом смысле резали, жгли, лишали всяких важных частей тела, душили, топили, травили, (эспешелли фор БДСМ-фэнс - возможно, в жестоко извращенной форме насиловали) и все это с целенаправленной установкой причинить максимальную боль. Перечитайте это предложение еще раз внимательно, осознавая каждое слово, и мысленно поставьте себя на его место. Представьте, что все это делают с вами. И теперь подумайте - сколько бы вы выдержали и на какой минуте согласились бы на ЛЮБОЕ предложение своих палачей?
Насколько мы знаем, Дин провел в таком режиме 30 лет. И это кое-что говорит о его силе духа и выдержке. Я бы даже сказала, что Крипке тут несколько гиперболизировал человеческие возможности. По моему скромному мнению, 3 года были бы куда реалистичнее.
НО почему же он сдался?
Ответ прост - потому что он человек, а у любого человека есть предел, который не зависит от его желаний и моральных принципов. Инстинкт самосохранения в нас необычайно силен. Мы сами не представляем - насколько. Когда мы попадаем в экстремальную или просто очень сложную, невыносимую ситуацию мы все реагируем определенным образом и эти реакции направлены на то, чтобы сберечь наше физическое тело и внутреннее "Я" от распада.
Первая реакция - это борьба. Мы пытаемся преодолеть обстоятельства, справиться с угрозой, избавится от боли, вытерпеть ее.
Если этот способ не работает, мы можем захотеть уйти от ситуации - отстраниться, отключится, потерять ясность ума, убежать, умереть (да, я про суицид). И, наконец, если два предыдущих пути нам не подходят, есть еще один способ справится с ситуацией - уложить ее в своем сознании в рамки нормы, попробовать адаптироваться к происходящему (таким образом, например, хронические больные свыкаются с постоянной болью и воспринимают ее как нормальную составляющую своей жизни, как вполне сносную ситуацию, в то время как для здорового человека это было бы невыносимо).
Это все реакции, характерные для живых людей. Но Дин, в данном случае, скорее мертв, чем жив. И тут появляются проблемки.
Дин долго борется, просто вынося пытки, но терпению его приходит конец. Потому что он человек, а любой человек по природе своей не способен терпеть вечность. А времени у его палачей как раз столько. То есть то, что он сломается, было неизбежно.
Дин не только не способен терпеть вечно, он также не может убежать от этой ситуации, сойти с ума, убить себя. Он не может покончить с собой, потому что уже мертв. Его душа в аду бессмертна и лишена права на саморазрушение. Если бы перед ним не было альтернативы, ему бы оставалось только веками привыкать к пыткам, постепенно повышая свой болевой порог до немыслимых пределов, пытаясь адаптироваться, приспособится к боли. Но в данной ситуации у него есть альтернатива - прекратить страдание ценой морального падения. Перспектива Дину отвратительна, но тут включается инстинкт самосохранения, который, как мы уже говорили, необычайно силен. Не смотря на всю неприемлимость данного выбора и несовместимость его со своими моральными принципами, Дин выбирает конец страданий, просто потому, что в такой ситуации он иначе не может, как не смогло бы любое человеческое существо, подошедшее к пределу своих возможностей. Конец страданий более приемлим для его инстинкта самосохранения, чем медленное к ним привыкание. Предел достигнут. Дин ломается.
О втором переломном моменте и многом другом поговорим чуть позже. Коментите, если вам это интересно и есть что сказать.
Согласна.
Не совсем согласна. С одной стороны, imho, первая реакция - это еще до достижения предела. Вытерпеть, избавиться - это когда еще можно терпеть. Когда еще есть надежда на выход, на окончание страданий. Если это не прекращается и не уменьшается, если ничего не работает, то - умереть или справиться. И вот тут я не думаю, что мы можем выбирать между вторым и третьим - да и вообще не можем выбирать в ситуации, когда предел выносливости превышен. То есть мы либо умираем или временно вырубаемся, либо инкапсулируемся во что-то, не терпящее боли, либо переопределяем уровень нормальности.
Еще я думаю, что делаем мы это неосознанно и в любом случае не всегда осознаем, что конкретно мы сделали. То есть те же хронические больные не думают, что их болевой порог повысился - они считают, что боль уменьшилась. По крайней мере в моем случае так и было, думаю
ему бы оставалось только веками привыкать к пыткам, постепенно повышая свой болевой порог до немыслимых пределов, пытаясь адаптироваться, приспособится к боли
знаешь, а вот тут я подумала, что если считать coping - сражение или справление - как "Дин сломался", то сломался он три раза. Скорее, изначально он как раз-таки и повышал болевой порог, но когда и это перестало помогать, он сломал свой моральный болевой порог.
Однако.
обвинять Дина в эгоизме, в свете данного обстоятельства, по меньшей мере глупо
Обвинять - глупо, для меня этот эгоизм Дина похвален. Это, кстати, как раз то, чего от него впоследствии добивался Сэм - "думать о себе". Вот только добивался Сэм этого думания в "сэмовой" форме, а не в диновой, но не об этом речь.
То, на что готов пойти Дин ради брата - да, это огромадно. В любом случае этот поступок - проявление безграничной и безусловной любви и преданности. Но в то же время в Дановой системе координат подобный поступок эгоистичен (он говорил это об отце, он говорил это тому, кого они от адских псов спасали в Crossroad blues). Эгоистичен хотя бы в том смысле, что спасенному осознание, на что обречен спаситель, причинит огромное страдание. То есть: он будет жив, чтобы чувствовать, но чувства его будут ужасны.
То есть эгоизм Дина в данном случае - принятие собственных страданий в расчет. И уже одно это - повод не обвинять, а восхищаться.
С этой точки зрения сделку тоже можно назвать "сломался". Мертвый Сэм - ад для Дина. Спасти Сэма - обречь его на страдания, а это практически так же невозможно, как пытать самому.
Самое страшное в этом - то, что бесконечные страдания плюс ограниченные во времени страдания Сэма все еще намного меньше страдания от смерти Сэма.
тоже отчасти поток сознания, надеюсь, хоть немного понятно изложила
я имела в виду, что все эти реакции проявляются еще до достижения предела. наверное, я просто путанно изъясняюсь. и да, ты права, это все происходит неосознанно. в таком состоянии не до анализа.
насчет больных тоже согласна, я это и имела в виду. я не хотела сказать, что они принимают осознанное решиние привыкнуть к боли. они просто к ней привыкают.
Скорее, изначально он как раз-таки и повышал болевой порог, но когда и это перестало помогать, он сломал свой моральный болевой порог. Однако.
ну да. сначала пытался вытерпеть, адаптироваться, повысить болевой порог, но когда повышать стало уже некуда, сломался.
про моральный болевой порог ты отлично сказала.
насчет эгоизма. тут палка о двух концах. да, он осознает, что его поступок причинит боль брату, но в то же время понимает, что смерть брата для него гораздо страшнее братовых моральных страданий. что в каком-то смысле может и эгоистично, но если учесть, что Дин как робот запрограммирован с детства думать о благе Сэмми, то он еще и просто выбирает более благоприятный для брата вариант развития событий. а для Сэма, естественно, лучше быть живым и страдать морально, чем быть мертвым.
Не факт. Вызваные той же причиной страдания Дина были с его точки зрения хуже смерти.
Ну да, ладно, но все же - причинить боль Сэму для Дина - мука. С тех же позиций, что ты уже описала: если вы беспокоитесь о чувствах Сэмми, то я вам напоминаю, что если бы Дин его не оживил, никаких чувств у него не было бы вообще То есть больше не страдающий Сэм против страдающего Сэма.
он осознает, что его поступок причинит боль брату, но в то же время понимает, что смерть брата для него гораздо страшнее братовых моральных страданий
Именно: боль брата против боли ДИНА.
Еще раз: я не считаю эгоизм чем-то плохим. Я считаю его разумно и здорОво присущим каждому. Это такая же часть инстинкта выживания как и "умри или справься" или как дыхательный рефлекс. Потому меня и восхищают все проявления альтруизма вообще и Дин в особенности. И я очень рада тому, что он и эгоистичен по-своему. Так, что его самый эгоистический акт - самопожертвование.
да. это оно. я тоже не считаю эгоизм пороком. он всем нам присущ. просто, наверное, эгоизм эгоизму рознь.
Не факт. Вызваные той же причиной страдания Дина были с его точки зрения хуже смерти.
ну, скажем так, Дин действительно очень страдал из-за смерти отца и считал себя в ней виновным, недостойным такой жертвы. у него вообще проблемы с самооценкой. но все же это была жизнь. и не самый плохой ее вариант. но в общем и целом да, наверное ты права. Дин сделал то, что сделал, в первую очередь потому, что ему было невыносимо больно.